Евгений Геннадьевич Гашо: «Представители промышленных предприятий готовы к активному участию в законотворческом процессе»

С экспертом Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Евгением Геннадьевичем Гашо беседует эксперт Проекта ЮНИДО «Развитие рыночных механизмов повышения энергоэффективности энергоемких отраслей российской промышленности» Ирина Задирако.

Ирина Задирако: После выхода ФЗ-261 в конце 2009 года в России основное внимание было сосредоточено на энергосбережении и повышении энергетической эффективности в бюджетной сфере, в домохозяйствах, в сфере жилищно-коммунальных услуг. Энергоэффективность российской промышленности значительно позже стала выходить на передний план государственной политики. Почему? Проблема в том, что частному бизнесу приходится самостоятельно решать эти вопросы, или причина в низкой (до 10%) доле расходов на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) в себестоимости российской промышленной продукции?

Евгений Геннадьевич Гашо - эксперт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации

Евгений Гашо: Российские эксперты в области энергоэффективности всегда говорили, что ФЗ-261 не регулирует правоотношения в промышленности. Первые два-три года после принятия закона в промышленности не происходило ничего. Начав разрабатывать региональные и муниципальные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, мы обратили внимание, что промышленность не находится в сфере интересов заказчиков программ. В 2010–2011 годах 20% регионов декларировали свои намерения заниматься промышленностью, и только половина из них — то есть 10% — включали в программы какие-то отдельные мероприятия, посвященные промышленности.

Доля ТЭР в себестоимости промышленной продукции различается от отрасли к отрасли и вряд ли является фактором, определяющим невысокий интерес к энергосбережению. Есть оценки, в соответствии с которыми стоимость энергоресурсов в России находится на уровне США. В промышленности, работающей в конкурентной среде и при наличии серьезной воли первых лиц, делается немало. Есть примеры предприятий, на которых удельная доля затрат энергоресурсов на выпуск единицы продукции находится на хорошем среднемировом уровне.

Ирина Задирако: Зачастую системы теплоснабжения да и силовое оборудование на промышленных предприятиях находятся не в лучшем техническом состоянии. Низкий КПД и неэффективное использование энергоресурсов как будто не волнуют менеджеров и собственников. В беседах с руководителями предприятий часто встречается ответ «нет проектов модернизации, потому что нет денег». Хотя ситуация чаще всего обратная. В России реализуется Проект ЮНИДО по повышению энергоэффективности промышленности, в котором есть компонента, в рамках которой предприятию обеспечивают 10% снижения затрат на ТЭР без дополнительных вложений и получают оплату из полученной экономии. Но при этом менеджмент и собственники оказываются не готовы к такому сотрудничеству. Как это преодолевать?

Евгений Гашо: В 2012 году мы выполняли интересную работу по определению барьеров для повышения энергоэффективности в пяти отраслях промышленности. Разослали 1200 анкет, получили назад 300. Результаты опроса опубликованы, и они говорят о том, что усилия по повышению энергоэффективности в промышленности предпринимаются. Проводятся энергоаудиты, итоги которых позволяют формировать программы конкретных действий для промышленных предприятий. При этом отраслевые союзы не проявляют активности, так как не видят своей роли в организации работ по энергосбережению и повышению энергоэффективности на промышленных предприятиях. Только угрозы сообщить в Минпромторг России об отсутствии интереса к деятельности в области энергосбережения заставляют отраслевые союзы и ассоциации общаться на эту тему. Большая проблема — низкое качество госуслуг. Получение льгот, субсидий, налоговых вычетов — невероятно сложные бюрократические процедуры. Объективной статистики по количеству предприятий, получивших льготы, нет, но, судя по тому, что мы слышим на конференциях, таких единицы… Ну, и конечно, серьезным препятствием является очень высокая стоимость заемных денег.

Было бы целесообразно шире освещать на различных мероприятиях, в СМИ, в том числе электронных, успешный опыт повышения энергоэффективности в российской промышленности. Это поможет в преодолении пассивности, страха, недоверия.

Ирина Задирако: В России появляются новые нормативно-правовые механизмы для повышения энергоэффективности в промышленности. Как Вы оцениваете их востребованность? Что предстоит сделать для расширения практики их применения?

Евгений Гашо: Аналитический центр имеет опыт перевода и адаптации европейского перечня наилучших доступных технологий (НДТ), которые представляют собой «технологии производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемые на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения». Необходимость актуализировать справочник НДТ связана не только с потребностью обновления перечня. Важно, чтобы сам перечень технологий занимал не более половины справочника, а оставшуюся часть следует посвятить тому, что с перечнем делать: прописать инфраструктурные элементы, разработать руководство по обеспечивающим мероприятиям, которое показало бы, как воспользоваться процедурой внедрения НДТ и получить комплексную поддержку.

Если руководство по применению перечней не прописано в нормативных правовых документах, то мы получаем такие списки, как, например, в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 308 «Об утверждении перечня объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности». В результате перечень энергоэффективного оборудования есть, а как получить на это оборудование налоговые льготы детально не прописано. Проекты таких нормативных правовых актов появлялись в России многократно с 2011 года. Пора к этой работе привлечь представителей промышленных предприятий.

Настораживает недостаточно широкое и конструктивное участие в законотворческом процессе заинтересованных участников — представителей промышленных предприятий, профессиональных союзов и ассоциаций. И как следствие — некомплексный подход, недоучет интересов промышленных предприятий. Так, например, недавно внесенный в Государственную думу Российской Федерации законопроект «О промышленной политике» не содержит даже упоминаний о повышении энергоэффективности предприятий.

Ирина Задирако: Каковы же базовые принципы промышленной политики в сфере энергосбережения?

Евгений Гашо: Обозначить перечень приоритетов промышленной политики с учетом повышения энергетической эффективности и ресурсосбережения как драйверов практической модернизации промышленности можно следующим образом.

Первое, что необходимо сделать, — это проведение промышленной переписи и энергетических обследований предприятий, создание баз данных, доступных профессиональному сообществу. Второе — интеграция программ модернизации, энерго- и ресурсосбережения промышленного предприятия. Третье — интеграция законодательства по промышленной политике, стратегическому планированию и энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Четвертое — отработка различных механизмов государственной поддержки. Пятое — определение наилучших доступных технологий, разработка стандартов. Шестое — создание руководства по подбору и реализации НДТ с учетом отраслевой и региональной специфики. Наконец, седьмое — мониторинг реализации, в том числе через все виды программ энергосбережения.

Отражать указанные приоритеты в законотворческом процессе мы считаем своей задачей.

Ирина Задирако: Вы являетесь одним из организаторов мероприятия «Иннопром», ежегодно проводимого в Екатеринбурге и ставшего уже признанной площадкой обсуждения проблем энергосбережения и повышения энергоэффективности в российской промышленности. Есть ли примеры, которые можно не просто отметить как успешные, но и сделать на их базе обучающие модули, полезные предприятиям, находящимся в начале пути энергосбережения?

Евгений Гашо: Уральский регион дважды в год, в апреле и в июле, принимает у себя представителей промышленных предприятий для обсуждения актуальных проблем энергосбережения. Представители промышленных предприятий готовы к активному участию в законотворческом процессе. Эти инициативы обязательно надо поднимать на федеральный уровень и использовать в рабочих группах по подготовке проектов нормативно-правовых актов.

Ирина Задирако: Проект ЮНИДО в России по повышению энергоэффективности российской промышленности реализуется четвертый год. За это время накоплен значительный методический материал, созданы инструменты обучения, средства информационной поддержки и обеспечения внедрения систем энергоменеджмента на промышленных предприятиях. Все это может быть востребовано российской промышленностью. Какие Вы видите возможности для этого? Будет ли целесообразно объединить усилия ЮНИДО и Аналитического центра по доведению этой информации до промышленных предприятий?

Евгений Гашо: Да, можно предложить провести совместные мероприятия Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации и Центра ЮНИДО в России по обсуждению нынешнего статуса законопроектной деятельности в области энергоэффективности для промышленных предприятий, зарубежного опыта, в том числе содержащегося в материалах и проектах ЮНИДО, а также практического опыта энергосбережения российских промышленных предприятий. Такой обмен мнениями различных участников общего процесса развития российской промышленности будет полезен и востребован.

Таблица. Матрица ответственности участников процесса повышения энергетической эффективности в российской промышленности, сформулированная участниками «Иннопрома»

Со стороны предприятий: Данные. Развивать автоматизацию мониторинга потребления ТЭР (АСКУЭ, АСТУЭ), повышать требования к энергоаудиту и качеству энергопаспорта, развивать внутренние порталы и каталоги с кейсами и лучшими практиками, особенно в холдингах и объединениях. Планирование. Программа энергосбережения, экологическая программа, инвест. программа — должны слиться в единую программу модернизации производства, нацеленную на экономию ТЭР и средств на их оплату, снижение доли ТЭР в себестоимости, конкурентоспособность и снижение влияния на окружающую среду. Управление. Нужно понимание необходимости доведения системы энергоменеджмента (СЭнМ) к требованиям ИСО 50001. Организация отдельной службы по энергосбережению, выбрать показатели энергорезультативности и отслеживать их в динамике, создать систему мотивации, внутренние аудиты и т. п. Кадры. Видение перспективной потребности в кадрах, планы по их обучению и повышению квалификации, корпоративный заказ в вузы и корпоративные университеты, в т. ч. не свои.
Ком-поне-нты госу-дарст-вен-ной поли-тики: Сбор и агрегирование информации: создать устойчивый надежный базис для последующих работ. Разработка ГИС (цели, архитектура, участники и их взаимодействие, источники информации, последовательность наращивания функционала, права доступа), облачных баз данных, баз данных для бенчмаркинга по отраслям и технологиям. Сбор и обработка информации из экологических деклараций и отчетов. Государственный учет объектов, оказывающих негативное влияние на среду. Мониторинг программ (Минпромторг России, Минэнерго России, Минприроды России, МЭРТ), загрузка согласованной информации в ГИС, использование для планирования отраслевого и территориального. Мониторинг активности хозяйствующих субъектов в сфере внедрения принципов СЭнМ в соответствии с ИСО 50001 для целеполагания, методической работы, кадровой политики, «кнута» и «пряника». Инвентаризация потребностей в кадрах по отраслям. Объединение усилий вузов и корпоративных университетов.
Методическая работа: обучить и приучить (НДТ, LCA, СЭнМ, ГЧП и др.) Разработка стандартов и регламентов по автоматизации мониторинга, заливке в системы более высокого уровня. Разработка критериев отнесения к одной из 4 категорий в зависимости от влияния на окружающую среду (новый ФЗ по НДТ). Методики по разработке программ, шаблоны и типовые макеты, с учетом отраслевой специфики. Переход на планирование и расчеты мероприятий на протяжении всего жизненного цикла проекта, оборудования, объекта модернизации (LCA). Методики по переходу на НДТ. Методички, помогающие приложить принципы ИСО 50001 к конкретным отраслям. Разработка образовательных (бакалавриат, магистратура, повышение квалификации) программ и профессиональных стандартов.
Целеполагание и планирование   На основе ТЭБ регионов, данных о нормах и факте энергопотребления по отраслям и технологиям — целеполагание, где что приоритетно развивать и кому к каким показателям стремиться. Планирование инвестиций (ГЧП). Разработка мер «кнута» и «пряника». Долгосрочные соглашения с отраслями, холдингами, крупными потребителями ТЭР.   Формирование корпоративного и государственного заказов.
«Кнут», административные ограничения, технологические коридоры Применение стандартов и регламентов по автоматизации мониторинга, заливке в системы более высокого уровня. Выдача комплексных экологических разрешений, установление технических и технологических нормативов (новый ФЗ). Требование об обязательности такой программы. Заключение добровольных долгосрочных соглашений с крупными предприятиями и холдингами с конкретными параметрами инвестиций в модернизации за период, снижения энергоемкости и выбросов в пересчете на СО2 Требования по обязательности энергоаудита и требования к нему, переход по мере необходимости на IGA (инвестиционный энергоаудит). Требования по сертификации и наличию кадров определенной квалификации при допусках.
«Пряник» — экономическое стимулирование   Обеспечить возможность реализации положений Постановления Правительства Российской Федерации № 308. Субсидирование процентной ставки, повысить коэффициент ускоренной амортизации (сделать учет региона) для определенных проектов, госгарантии, снять это с регионального уровня, там нет денег. Национальная программа внедрения принципов ИСО 50001 для добровольцев из числа хозяйствующих субъектов по аналогии с американской SEP (Superior Energy Performance), стимулирование перехода на IGA (инвестиционный энергоаудит) для повышения привлекательности проектов для банков.  
Кадры (добор компетенций, обучение новым принципам и применению методик) Инвентаризация потребностей в кадрах по отраслям. Формирование корпоративного и государственного заказов. Объединение усилий вузов и корпоративных университетов. Разработка образовательных (бакалавриат, магистратура, повышение квалификации) программ и профессиональных стандартов. Обучение и пропаганда важности ЭЭ и экологической ответственности. Обучение и пропаганда по СЭнМ. Обучение энергетическому анализу хозяйственной деятельности (энергоанализ в терминологии ИСО 50001).  
Цели + (то, что может поставить только государство, но никогда не хозяйствующие субъекты)     EPCM, импортозамещение, локализация производств, приоритеты по отраслям, добор технологий и компетенций.  

Журнал «ЮНИДО в России» №15

http://www.unido-russia.ru/archive/num15/art15_14/

Наши работы:

Методология IFC an image подробнее...


Справочный документ по наилучшим доступным технологиям обеспечения энергоэффективности an image подробнее...


Благодарственное письмо
Департамента ТЭК
Краснодарского края

Дмитрий Медведев, Президент РФ:

“«… Энергоэффективность - настолько злободневная и в то же время тяжёлая для нас тема, что практически все направления работы по этой теме следует признать весьма и весьма необходимыми...»”

Немного юмора